Давай без пафоса: обзор популярных закусочных Кемерова
Недовольство обслуживанием в ресторанах и кафе – самое обычное дело. Для этого книги жалоб на видных местах лежат. Не понравился бефстроганов из оленины и компот из фейхоа? Официант умудрился принести вилку для салата вместо десертной? Вот, пожалуйста, настрочите отзыв, и шеф-повар выйдет из кухни, лично извинится и загладит инцидент парфе из фуагра и белого шоколада.

Но то в дорогих и красивых ресторанах, куда без смокинга не пускают. В Кемерове таких и нет, зато на каждом шагу за пару шекелей можно купить шаурму, самсу или бургер, съесть это прямо в павильоне и пойти по своим делам дальше. Тем не менее, ларьки с готовыми бутербродами или блинами – тоже ресторанный бизнес, только попроще.
Гости закусочных также требуют определённого сервиса и качества продукции, а недовольства оставляют, как правило, не в жалобной книге, а в Интернете.

Корреспондент Mnogo.media прочитал отзывы о чистоте и сервисе в самых популярных кемеровских small-cafe (по-русски: «чебуречных» и «шаурмячных») и проверил, обоснованы ли они или это происки конкурентов.
Burger Boy

Где: Ленина, 90 (рядом с к/т «Юбилейный»)

Flamp: жалобы на холод в павильонах и неприятные запахи, антисанитарию, грязную униформу.

На самом деле: Burger boy – самый настоящий пионер кемеровских бургерных. Ларьки с супергероями появились ещё до Carl's Jr. и KFC, они быстро снискали популярность у школоты и студентоты: один из них располагался у «политеха», гамбургер за небольшие деньги заменял обед в вузовской столовке. Те, кто уже пробовали бургеры в соседнем Новосибирске, отмечали, что сэндвичи в Burger boy «не очень», но за неимением лучшего охотно зависали в ларьке у «Космоса» или «Юбилейного».

Теперь в Кемерове открывают очередные McDonald's и KFC, на фоне гигантов наш супергерой быстро сдулся. Дело, думается, даже не в качестве бургеров. В единственном оставшемся павильоне у «Юбилейного» кассир-повар по-прежнему игнорирует посетителей и занимается своими делами (на момент визита она занималась заготовками, в то время как за её спиной покрутились три человека, покрутились и вышли). От ларька по-прежнему несёт неприятным запахом варёно-жареного мяса, а в павильоне – грязный пол и крошки на стойках.

Итог: жалобы подтверждены.

Mr. Gyros

Где: пр-т Ленина, 48

Flamp: отрицательных – 20%, жалобы на
невкусную шаурму, отказ готовить фри во
время «запары», неприветливый персонал.

На самом деле: в кафе очень чисто, столики убраны, салфетки и прочее на столах в достатке. Персонал приветлив и общителен, повар так и вовсе однажды выскочил из подсобки, по дороге натягивая одноразовые перчатки и широко улыбаясь – я даже на мгновение подумал, что это старый знакомый. Все заготовки аккуратно разложены по гастроёмкостям, шаурму и её вариации упаковывают аккуратно и эстетично, контакта одних рук с деньгами и продукцией не замечено.

Выламывать двери в цех аки Лена Летучая и искать антисанитарию на кухне мне, конечно, никто бы не позволил, однако вершина айсберга в виде зоны для посетителей, туалета и прилавка содержится в чистоте и порядке – надеемся, в остальных помещениях ребята стараются не хуже.

Итог: жалобы не подтверждены.
«Восточная пекарня»

Где: пр-т Ленина, 35 («Зимняя вишня»)

Flamp: отрицательных – 30%, жалобы на фамильярность персонала, долгое ожидание, грязь с улицы и «проходное место».

На самом деле: действительно, главный минус «проходного» расположения – пыль с улицы, которая летит не только на пол, но и на продукты. Впрочем, песок на зубах из шаурмы не скрипит. В «Восточной пекарне» – огромная зона для гостей со стойками и стульями, правда, все едят в верхней одежде, что тоже заставляет думать о гигиене: хочется взять еду с собой и уйти. Кафе располагает настоящим тандыром, мясо для шаурмы обжаривается на нескольких вертелах. Подозревать в несвежей свинине здесь кого-то бессмысленно – слишком большой поток. Скорее, есть шанс нарваться на что-то полусырое.

На кухне работают пять поваров, кассир и уборщица. На Flamp посетители жаловались на кассиров, которые говорили по-русски плохо и на «ты». Сейчас заказы принимает девушка славянской внешности, с гостями общается вежливо и на улыбке. Время ожидания, действительно, не самое маленькое – пришлось постоять 13 минут, тогда как в других местах «шавуху» делают на раз-два за считанные минуты. Если вас не смущает есть восточные сладости в верхней одежде и вас не заботят проходящие мимо посетители ТЦ – вэлком.

Итог: жалобы частично подтверждены.
«Пахлава»

Где: ул. Ноградская, 10/1 (ост. «Стадион «Химик»); Тухачевского, 56а.

Flamp: только положительные отзывы.

На самом деле: далеко не так радужно. Кто-то скажет, что нарушение товарного соседства – это придирки, а я вам скажу, что это безопасность вашего здоровья. На прилавках «Пахлавы» на Ноградской всё лежит слишком близко, слишком разные продукты уходят в один холодильник – сказывается недостаток места. Во время визита по ту сторону прилавка трудились два повара, сотрудники очень приветливы и радушны, шутки шутят и с гостями болтают. Они ловко орудуют ножами, но используют один для всех. Сразу жирный минус. Перчатки надел лишь один из них – ещё один минус.

Но то, что случилось дальше, выходит за все рамки. Один из поваров прямо при мне во время помешивания томатного соуса решил проверить его на соль, зачерпнул половником немного, попробовал и продолжил размешивать соус этим же половником. А так да – только положительные отзывы. Никогда сюда больше не зайду.

Итог: так нельзя, ребята!
«Дубай Арабия»

Где: ул. Васильева, 7 (напротив общежитий КемГУ)

Flamp: отрицательных – 24%, жалобы на грязную кухню, жирную курицу в шаурме и канцелярскую скрепку в ней же, долгое ожидание.

На самом деле: в кафе действительно грязно. Ощущение, что всю технику владельцы купили с рук, собственно, и плитку на стены тоже – настолько засаленными они выглядят. Учитывая, что кафе работает без году неделю, это по меньшей мере странно, ну невозможно испачкать всё вокруг так быстро! Поток людей действительно большой, в основном это, конечно, студенты. И с этим потоком персонал явно не справляется.

На тесной кухне трудится сразу шесть человек, включая кассира и уборщицу. Перчатки на местах, головы у всех покрыты бейсболками. Кроме стойки прилавка есть ещё и стойка для поедания блюд, коих тут полсотни – шаурма, пицца, бургеры… Есть ещё чем полакомиться, причём бесплатно: крошек на стойке для посетителей настолько много, что из них можно собрать целый бутер. Лайфхак!
Туалет во время посещения этого по-настоящему злачного места не работал, правда, это никого не смущало – его не закрыли, подумав, что стикер на двери с соответствующей надписью кого-то остановит. Время ожидание шаурмы может затянуться на 10-15 минут, это можно было бы объяснить потоком посетителей, если бы не целая толпа поваров на кухне. Блюда здесь дешёвые и «нажористые», студентам – самое оно, а вот приличным господам в «Дубае» вряд ли понравится.

Итог: жалобы подтверждены.
«Шаурма» в ТЦ «Лапландия»

Где: пр-т Октябрьский, 34 (-1 этаж ТЦ)

Flamp: большая часть отзывов – на сайте Роспотребнадзора: ларёк уже несколько раз закрывали за антисаниратию.

На самом деле: шаурма-оазис, который неоднократно становился героем новостей в СМИ благодаря найденным в продукте болезнетворным бактериям, вновь восстал на прежнем месте. У павильона нет конкретного бренда, предлагаю назвать его «Фениксом». Островок находится в эпицентре людского потока с улицы и обратно. Какие-то санитарные нормы позволяют ставить кухню посреди толпы, поэтому шаурма из «феникса» очень популярна – редко здесь не бывает очередей.

В закутке работают два человека: повар и кассир-универсал. Контакт одних рук с деньгами и продуктами присутствует (чаще это деньги – салфетки), однако всё это кассир исправно делает в перчатках. Такое ощущение, что всех внезапно осенило: перчатки – залог гигиены, поэтому можно делать всё что угодно, лишь бы не голыми руками.

Шаурму готовят здесь быстро и даже красиво. Если бы не отсутствие проточной воды на кухне павильона – обязательно постоял бы в очереди вместе со всеми. Персонал вежлив, но неприветлив – вероятно, сказывается режим работы на поток, тут уж не до реверансов, но и на том спасибо. Шаурма в «фениксе» – для тех, кого не пугает особое внимание Роспотребнадзора к этой точке и слухи об отравлениях.

Итог: особой гигиены ждать здесь действительно не стоит.
Subway

Где: пр-т Ленина, 59а («Променад-3»)

Flamp: отрицательных – 17%, жалобы на несоответствие цены и качества, отсутствие ингредиентов.

На самом деле: хорошие бутерброды для тех, кто не умеет делать их дома. Совсем недавно в Кемерове закрылся очередной «Саб», в «Променаде» остался последний – и в этом нет ничего удивительного. Прелесть еды из Subway русскому человеку не совсем понятна, ведь это тот же бутер, что и дома, только начинка богаче. В приготовлении «сабов» нет ничего сложного, сетевые стандарты выработаны уже давно, в том числе и санитарно-гигиенические.

В Subway придраться действительно не к чему: девушка за кассой меняет перчатки, как… перчатки, практически не касается ими продуктов, поскольку для каждого есть свои щипцы. Всё красиво, чистенько, вежливо, сервис на высоте. Единственный минус – скудный выбор начинки, гастроёмкости для неё сияют чистотой и пустотой. Вероятно, связано это с низкой рентабельностью: бессмысленные в наших краях бутерброды редко покупают. За время почти получасового наблюдения «саб» решила отведать лишь одна девушка.

Итог: чистота, порядок и минимум клиентов.
Соблюдение норм санитарии и сервис находятся лишь в стадии знакомства с кемеровскими закусочными. Владельцам заведений стоит обратить на это самое пристальное внимание. А главное – подумать о чистоте, сервисе и отношении к клиенту. Иначе будет как с Burger boy.
Текст: Денис Борд
Фотографии: Денис Борд, Илья Хряков, vk.com