Свой среди чужих

Жить в Кемерове и сниматься в Москве
Когда они уезжают, мы следим за их успехами. Бывает, ворчим: «Зазвездился!» Но как бы то ни было, гордимся, а при разговоре с иногородними обязательно вставляем: «Да знаю его, наш он!» Из Кемерова уехало немало знаменитых ныне артистов. Да, развитие, опять же признание. Кто осудит? Ведь уезжают порой далеко не от хорошей жизни.
Кемеровский театр «Ложа» в своём роде уникальный. Пока в официальных сводках не нарадуются успехам какого-нибудь заштатного театра на очередном, никому не нужном, конкурсе, из этих стен вышли люди, которые играют сейчас на театральных подмостках столицы и вовсю снимаются в кино. Но вот парадокс. Когда они жили и творили в Кемерове, давайте уж начистоту, большей части они были неинтересны и не нужны. От этого, в том числе, сбежал в свое время руководитель театра Евгений Гришковец. Зато теперь на его гастрольные приезды зрители выкладывают за билеты отнюдь немалые суммы. Не так давно город покинул Евгений Сытый. Больше 10 лет снимался в кино, попутно играл в МХТ и жил в Кемерове. Сергей Наседкин, ныне художественный руководитель «Ложи», ещё здесь. Надолго ли?
- Тебя устраивает жить в Кемерове, сниматься в Москве и быть здесь неизвестным?
- Вполне! А быть здесь известным или нет, зависит от каких-то причин, которые мне неведомы. Например, Евгений Сытый сейчас почти всё время живёт в Москве, работает в МХТ, снимается гораздо чаще меня. Однако, в Кемерове он известен ничуть не больше меня.
- Чтобы стать известным, обязательно надо уезжать в Москву?
- Уезжать не обязательно. Но слава обязательно должна прийти именно из Москвы! И лучше всего (а как иначе?!) через ТВ-ящик! Вот тогда тебя полюбят, оценят, начнут ходить на выступления, радоваться тому, что ты ещё не уехал, общаться с тобой активно, заглядывать в глаза. Например, когда театр «Ложа» выступал в Москве, как правило, половина зала была заполнена так называемой кемеровской диаспорой или кемеровчанами, пребывавшими в это время в столице. «Вы же в Кемерове можете сходить?!» «Нее ... мы здесь хотим за вас радоваться. Вам будут хлопать, а мы - радоваться! Мы же тоже кемеровские!» Такая психология провинциальная. «Он же здесь… не уезжает пока ... успею ещё сходить».
- Принципиально то, что ты не уезжаешь?
- Принципиально. И не уеду! Здесь мои родные близкие люди, здесь театр, который я строил с друзьями своими руками и который для меня очень много значит. Кемерово (наверное, тут некоторые начнут смеяться, ну это их дело) тоже многое для меня значит. Мне нравится жить здесь больше, чем в Москве. Там я устаю, суетливо.
Сергей Наседкин родился в 1967 году. Окончил факультет истории и международных отношений Кемеровского государственного университета. С 1991 года играет в кемеровском театре «Ложа». На данный момент его художественный руководитель. Снялся в фильмах: «Свободное плавание» (2006), «Сумасшедшая помощь» (2009), «Долгая счастливая жизнь» (2012), «Некуда спешить»(2012), «Аритмия» (2017).
- Как относятся столичные актёры к «понаехавшим провинциалам»?
- Те московские актёры, с которыми мне довелось контактировать и сотрудничать, относились ко мне очень хорошо. Никакого снобизма и близко не было. Они просто более деловитые, чем мы. Могут отлучаться на спектакли, другие съёмки и т.п. Нет ни дискриминации, ни сегрегации.
- Почему в Москве тянутся к актёрам из глубинки?
- А это, наверное, сейчас модно - актёры из глубинки. В Москве очень много медийных лиц, которые однажды «засветили» своё лицо в телевизионной «потоковой» передаче. Так становится узнаваем и неразрывен с телеобразом какой-нибудь Гена Букин. Эти актёры, конечно, потеряны. Люди из глубинки не «замылены», создаётся впечатление некой документальности. Человек с улицы. Меня в посёлке Умба, где снимали фильм «Долгая счастливая жизнь», местные принимали за своего. Я по улицам ходил в образе, в сценическом костюме.
- Обидно, что здесь не ценят твои успехи?
- Их так-то ценят. У меня есть областные награды. Да и я не тщеславен. Но очень бы хотелось большего внимания к театру, которым руковожу. И если бы моя известность этому поспособствовала, был бы очень рад.
- Трудно ли «творить культуру» в Кемерове?
- Я никогда не пытался «творить культуру», формировать новое мышление, наполнять его особыми смыслами, наполнять собою культурную жизнь города и что-то изобретать. Я думаю, что когда нечего сказать, но очень хочется, придумывается какой-нибудь псевдоновый «птичий» язык. Безусловно, нужна поддержка. Однако, театры не должны борзеть. Дескать, вы нас кормите, а мы будем делать всё, что захотим. Для таких похождений надо быть абсолютно независимым и не обижаться, что тебя не целуют во все места. Я занимаюсь любимым делом, просто делаю и играю спектакли.
Автор: Дмитрий Петин